Моя педагогическая философия

Письмо моей любимой бабушке.

 

- Откуда берется звук флейты?

- Из воздуха.

- Но я ведь все время в нем – и ничего.

- А ты найди свое место, и воздух удивится, что ты есть.

Ю.Кононенко

 

Здравствуй, милая моя бабушка Вера Михайловна! Помнишь, 18 лет назад ты говорила: « Каждый выбирает для себя дорогу в жизни. Выбор твоего жизненного пути  замечателен! Нет человека на Земле, который не примерял бы на себя нашу необыкновенную профессию. Учитель у нас перед глазами с детства: пока не вырастем, мы никого другого не видим в работе столько, сколько учителя. Изо дня в день мы приходим в класс и приносим в своём сердце Солнце, чтобы зажечь сотни радуг в глазах притихшей ребятни, увлечь их своим оптимизмом, своей любовью, своей жаждой жизни. И потому каждый с детства определяет свое отношение к этому занятию. Каждый говорит себе: « Я буду учителем!» или: « Нет, ни за что и никогда я не буду им!» А ты сказала: «Буду!» Профессия педагога вечна, как вечны истины добра, мудрости и милосердия, которые мы, учителя, несём людям…»

          Бабушка, ты замолчала. Наступившая тишина меня насторожила. Что скрывает эта недосказанность?

«Физика?! Формулы, числа, графики, понятия… Скупой, строгий язык, в нем нет ничего лишнего. Физические картинки Природы вовсе не кажутся привлекательными. Амперметры, вольтметры, электрические цепи, реакторы, ускорители… Разве это по плечу тебе - хрупкому существу?»

            Нет, ты не пыталась меня таким образом отговорить. Просто у тебя обострены родственные чувства: пусть моей  любимой внучке будет комфортно… И слова твои прочно засели в моей памяти:

Жизнь  - на вершины всходить и взойти.

Жизнь - это значит не сбиться с пути.

Трудно? Но пусть не робеет душа.

В снежную бурю, под ветра гуденье,

Будем карабкаться, трудно дыша.

Жизнь - восхожденье! Жизнь - восхожденье!

      И вот 1 сентября 2009 года, пятнадцатое «1 сентября» в моей учительской биографии. О чем я буду говорить семиклашкам на их первом уроке физики?

О, сколько же открытий чудных

Всем людям помогают жить!

Вот лазер, луч с названьем «чудо».

Всё может: строить и лечить!

А этот небольшой портфельчик

Зовётся просто «ноутбук».

Но по возможностям, поверьте,

Заменит целый институт!

Азы простые, шаг за шагом,

Ом, Ньютон, Гей-Люссак, Ампер…

Ну, а потом поймём, ребята,

Что знания - ключ от всех проблем!

            Долгожданный звонок, мелодичный, музыкальный, электрический! Я у дверей класса. Прислушиваюсь… Тишина! Открываю дверь… За партами никого?!! Вся ребятня носами прилипла к окнам!

- Здравствуйте! – говорю я, не слыша своего голоса. Ни звука! Тихо пробираюсь за спины школяров… РАДУГА!!! Вот, что привлекло внимание моих ребят. Я не должна нарушить это таинство, надо продлить ощущение мимолетной радости, вызванной радугой – неуловимой, недолговечной.

Как неожиданно и ярко

На влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла –

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном видении

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,

Лови его – лови скорей!

Смотри – оно уж побледнело,-

Еще минута, две – и что ж?

Ушло, как  то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь, и живешь.

Бабушка, ты удивлена моим решением! Мои ребята были удивлены не меньше. Они отрываются от окна и смотрят на меня с любопытством: « Что будет дальше?»

А дальше?! Удивительное в своей красоте  « мимолетное виденье» буквально растаяло на глазах, а ощущение радости, красоты от наших встреч не тает. Путешествуя с бароном Мюнхгаузеном и спасая Святогора – богатыря, взмывая в безграничный космос с Ю.А. Гагариным и погружаясь в глубины морей и океанов с Жюлем Верном, мы призываем на помощь проворных и удалых слуг «КАК?», «ПОЧЕМУ?», «КТО?», «ЧТО?», «КОГДА?» и «ГДЕ?».  Когда в далёком 1947 году  ты, бабушка, впервые переступила порог Воршинской восьмилетки в качестве учителя, моя прабабушка Анна Яковлевна, директор сельской школы, вместе со своей сестрой Александрой Яковлевной, преподавателем физики, глядя в твои лучистые глаза, твердили: «Запомни, Вера, главное для учителя – не столько сообщить ученику новые знания, сколько  помочь ему узнать то, что он знает, то есть углубить и оживить уже имеющиеся у него сведения, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению». Милая моя бабушка, я тоже стараюсь следовать заветам сестер Блиновых – Савичевых, стоявших у истоков нашей учительской династии, используя в своей работе интересные приемы: целый ряд головоломок и замысловатых вопросов, забавных задач – парадоксов и неожиданных сопоставлений из области физики, относящихся к кругу повседневных явлений или черпаемых из общеизвестных произведений научно – фантастической беллетристики.

Я не знаю, будет ли кто из детей изучать природу, но, мне кажется, воспринимать то, что с ней происходит, они безразлично не будут, равнодушия или, как говорил А.П. Чехов, «паралича души» в их глазах я не увижу.

 Бабушка, я сделала свой выбор.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

         Вспоминаю наш давний разговор и понимаю, как ты помогла мне, моим ученикам познать радость быть УЧЕНИКОМ!

Жизнь – это значит дорога крута,

Жизнь – это вечно в глазах высота,

Видеть вершину всегда пред собой,

Видеть сквозь бурю, сквозь тучи препятствий,

И по камням, по тропе ледяной

ВСЕ  ПОДНИМАТЬСЯ!

ВСЕ  ВВЕРХ  ПОДНИМАТЬСЯ!